Законодательство относительно сноса незаконных зданий в столице
До 1920 года не существовало понятия «самострой» в правовом поле. Конечно, на выполнение строительных работ необходимо было оформление разрешения. На практике стройки велись стихийно без учета плана развития города, его загруженности. В марте 1920 года, когда был образован санитарно-строительный комитет столицы, ему были переданы следующие функции:
- Сбор данных о всех постройках на территории города.
- Разработка планов и очередности относительно строительства.
- Общее руководство строительными объединениями Москвы.
- Корректировка и аннулирование всех строительных объектов на территории города.
Последний пункт предполагает возможность проведения принудительного сноса самовольно возведенных объектов на территории города. К ним стали относить постройки, которые появились без предварительного согласования. Также под снос подпадали здания, которые мешали реализации градостроительных планов. Снос по последней причине проводился достаточно активно и часто «под нож» шли не только дома, но и целые улицы. Примером здесь станут ушедшие в историю Собачий и Кречетниковский переулки.
СССР и 90-е годы XX века
Во время СССР крупных объектов самопроизвольного строительства в столице страны и других регионах практически не фиксировалось. Причина в жесткости регулировки и широком легальном строительстве, которое часто кардинально меняло внешний облик городов. После развала СССР произошло резкое смягчение общего государственного контроля, что привело к появлению самостроя, организованной борьбы с которым практически не было. В итоге на территории Москвы и других городов России появилось множество построек самой разной ценности, которые можно было отнести к категории самостроя.
Острота проблемы привела к усилению контроля в данном направлении и одновременной разработке нормативной базы по легализации самостроя. При этом последняя была не всегда возможна, но появился шанс перевести здание в категорию легальных с возможностью последующей беспроблемной эксплуатации.
2006 год - Первая пробная волна борьбы
Лето 2006 года считается началом активной борьбы с самостроем в Москве. Первыми под нож попали объекты, которые принадлежали автовладельцам. Речь про гаражи-ракушки, всевозможные навесы и тенты, которые располагались над подземными коммуникациями под землей. Часть подобных объектов была убрана их владельцами самостоятельно после выдачи извещения от муниципальных властей, а другие были демонтированы на основе решений судов. Свободная территория во дворах была передана в использование жильцам, шла на строительство стоянок, дорог, станций метро.
Кроме навесов и гаражей под ковш бульдозера пошли незаконные ларьки, киоски, автомобильные мойки, СТО и некоторые другие коммерческие объекты.
2009 год - Снос «черкизона»
Черкизовский рынок долгие годы представлял своеобразное государство в государстве, став крупнейшим подобным объектом в стране. Он постоянно обрастал пристройками, киосками, прилавками и другими объектами, поэтому даже было сложно определить его границы. Одновременно рынок рос и вниз, ведь под землей формировалась целая сеть общежитий для проживания торговцев.
Работы по очистке от построек территории рынка начались в августе 2009 года и заняли очень много времени. Официальными поводами для начала демонтажа стало большое количество самостроя, нелегальный товар, постоянное несоблюдение санитарных и гигиенических требований. Всего было снесено порядка 15 000 торговых мест без учета ларьков и прилавков, которые физически находились за пределами рынка, но традиционно относились к нему.
2011-2015 годы. Снос самостроя в постоянном режиме
Демонтаж нелегальных построек активно продолжился в 2011 году. На этот раз в центре внимания властей стали следующие объекты:
- самострой на всей территории ВДНХ, которая была передана в муниципальное подчинение (всего снесено порядка 300 сооружений);
- более 10 000 киосков и павильонов по всей территории Москвы;
- самовольные постройки на территории Горьковского парка, где под ковш бульдозера попало и несколько аттракционов.
Интересно, что некоторые нелегальные постройки предполагали перенос на охраняемую территорию. Оттуда собственники их могли забрать и продолжить торговлю после победы на специальных тендерах. Если же имуществом владелец не интересовался, то оно уничтожалось.
2016 год - Активизация сноса самостроя
В ночь с 8 на 9 февраля произошла «ночь длинных ковшей». Ее результатом стал снос почти 100 объектов (палатки, киоски, последние нелегальные гаражи). Повторная масштабная подобная акция произошла в ночь на 29 августа, когда было снесено также около сотни сооружений, но здесь порядка трети было убрано самими владельцами.
В дальнейшем борьба с самостроем не прекратилась и проводится сейчас очень интенсивно как в отношении новых зданий, так и существующих уже много лет. По информации столичных властей, только за 2025 год по официальным данным были снесены следующие объекты:
- склад в округе Домодедово;
- заброшенная стройка "Фермерское хозяйство" в городском округе Серпухов;
- ряд сараев на улице Каляева;
- пристройка к нежилому зданию в округе Пушкинский;
- котлован под фундамент здания у ОАО "345 механический завод".
Работа по сносу самостроя на территории Москвы продолжается и сегодня, а общее число подобных объектов надзорные органы оценивают в районе 7000.
Интересно, что снос самостроя может ударить как по собственникам подобных объектов, так и по архитектурному наследию Москвы. Например, в 2020 году к категории нелегальной была отнесена историческая водонапорная башня, возведенная в конце XIX века. Основаниями для сноса стало отсутствие конкретного собственника и банального кадастрового учета, а итогом оказалась потеря исторического объекта. Предотвратит попадание нелегальной постройки под снос ее легализация. Подобная процедура полностью отработана специалистами нашей компании. Более подробно о том, как узаконить самовольную постройку в Москве, эксперты рассказали в статье. Нашим опытным инженерам и юристам под силу быстро провести обследование объекта и разработку документации для перевода здания любого типа в законную плоскость, предотвратив демонтаж.